Икона храма

27________

ноября

«Знамение» Новгородская

Икона эта прославилась в XII веке в Новгороде, ког­да владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский вступил в союз с князьями смоленским, полоц­ким, рязанским, муромским и другими и замыслил с их помощью покорить Великий Новгород и для этого послал сына своего Мстислава. Составилась громад­ная рать, — по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72». Еще задолго до Новгорода люди стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Зимой 1170 года громадное ополчение это обложило Новго­род, потребовав сдачи. Не раз обе стороны начинали переговоры, но не могли прийти к согласию.

Началось сражение. Ясно было, на чьей стороне правда, и новгородцы с чистым сердцем могли про­сить Бога о помощи и ждать небесного заступления. Так они и поступили. Храмы не затворялись ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ Иоанн с тех пор, как под Нов­город подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе св. Софии — Премудрости Божией о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал свя­щенный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

— Иди в церковь Господа нашего Иисуса Хрис­та, что на Ильинской улице, возьми там образ Пре­святой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.

Чудное успокоение пролилось тогда в истомлен­ное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром собрал он духовенство и городских представителей и рассказал им о таинственном голо­се. Тогда у скорбных новгородцев появилась надеж­да. Архиепископ Иоанн послал протодьякона и кли­риков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия послан­ных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тог­да сам святитель Иоанн во главе крестного хода, со­провождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и со слезами взывал:

— О Премилостивая Владычица Богородица, упование и заступница граду нашему, не предай нас за грехи наши врагам нашим. Но услышь плач наш и пощади людей Твоих.

Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архи­епископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взы­вали: «Господи, помилуй!».

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством по­несли на городскую стену и поставили ее лицом к на­падавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пу­стили на это место стены целые тучи стрел. И вот од­на из них ранила священный лик. Тогда совершилось новое чудо: икона обратилась сама ликом к городу, и из очей ее потекли слезы. В то же время на нападав­ших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, отворили ворота, бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе про­питания там, где раньше сами произвели безжалост­ное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост пи­тались мясом своих лошадей.

Архиепископ Иоанн тогда же установил праздно­вание в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 ферваля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то пра­здник переносится на 27 ноября.

Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревян­ной церкви Спаса. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь во имя Знамения.

Дивное заступление Богоматери во время пожара в Новгороде в 1566 г.             

В 1566 году в Новгороде вспыхнул сильный по­жар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда мит- рополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотвор­ной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Изби­вая новгородцев, они грабили дома и их храмы. Ико­ны они подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служ­ба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила от­бросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шве­дам, и никто из них уж больше не пытался войти в Знаменскую церковь.

В 1636 г. задумал обокрасть эту церковь серебря­ных дел матер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ри­зы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впос­ледствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

Чудотворная икона «Знамение» Богородицы сто­ит в иконостасе Знаменского собора, слева от цар­ских врат. Она имеет 13 1/2 вершков1 вышины и 12 ширины.

Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иа­кова Персианина и преподобных Петра и Онуфрия

Афонских. В 1565 году икона возобновлена митропо­литом Макарием. На иконе золотая риза весом свы­ше 7 1/2 фунтов с драгоценными каменьями.

Икона «Знамение» представляет Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне ее Божественным Младенцем. Изображение это поме­щалось на печатях епископа Новгородского. Оно весьма древнего происхождения, так как в Риме, в катакомбах св. Агнии, есть изображение IV в. Бого­матери с молитвенно распростертыми руками и с Предвечным Младенцем на коленях. В Греции таким изображением означалось обыкновенно Рождество Христово, и только у нас, в России, иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Бого­матери. На некоторых городских иконах в трех дея­ниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на го­родскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.

 


  1. Вершо́к— старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». М. Фасмер связывает вершок со значением «верхняя фаланга указательного пальца». В. Г. Лебединская полагает, что развитие значения слова шло от значения «верхушка» к значению «небольшой излишек, который появился сверху в процессе насыпания зерна» и далее как «мера длины».

С 1835 года действовали следующие соотношения между вершком и другими единицами длины, использовавшимися в России:

1 вершок = 148 сажени = 748 фута = 116 аршина = 1,75 дюйма.

Эти соотношения оставались в силе вплоть до перехода на метрическую систему мер в СССР в 1927 году.

С учётом современного соотношения между метрическими и английскими единицами для вершка следует:

1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм.)